воскресенье, 10 мая 2015 г.

Открытый урок в классе интегрированного обучения и воспитания



Предмет: трудовое обучение 4 класс (4 класс общеобразовательной школы; 4 класс программы для детей с трудностями в обучении; тяжелыми нарушениями речи)
Фридрих Лариса Ивановна,
учитель начальных классов
ГУО "СШ №4 г.Новополоцка"
Тема:  Вырезание вытинанки  «Снежинка» (ОШ), «Ёлочка» (ТО, ТНР)
Цель: познакомить с историей возникновения данной техники; продолжить формирование навыков составления узора и вырезания вытинанки.
Задачи: актуализировать знания детей о видах вытинанок и особенностях их создания; расширить представление об узорах вытинанок; развивать любознательность, фантазию, творческое мышление; формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, воспитывать любовь к природе; воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение содержать рабочее место в порядке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: альбомные листы (А-4), заготовки вытинанок, простые карандаши, ножницы, записи фрагментов музыкальных произведений П. И. Чайковского и др. композиторов, мультимедиапроектор, ноутбук, видиофрагменты,
приложение «Вытинанка», плакат с рисунком ёлки.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
1.       Орг. момент


2.       Введение в тему




































3.       Знакомство с задачами урока
4.       Основная часть урока















































































5. Практическая часть
















5. Итог урока. Рефлексия






Настраивает на работу, проверяет готовность к уроку

Знакомит с темой урока:
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда, узнаете, отгадав загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом
Всё покрылось серебром. (Зима)
- Мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы. Будем всматриваться в её картины.
(Муз. видиофрагмент «Зима» )
- Все мы знаем приметы зимы, знаем такие природные явления, как снег, иней. Но ещё об одном из прекрасных  зимних явлений  природы вы узнаете из стихотворения










- А без какого дерева не обходится Новый год?
- Догадались. Тема нашего урока «Вырезание вытинанки. Снежинка. Ёлочка».
Знакомит с задачами урока
Проводит беседу о различных видах вытинанок
- Какие виды вытинанок вы знаете?
- Что вы можете сказать о каждом из видов?
( Приложение «Вытинанка» )
- Ребята из нашего класса подготовили сообщения об этом виде рукоделия



























































- О таком природном явлении, как снежинки, вы подробнее познакомитесь в 5 классе на уроке «Человек и мир». А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир красоты, мир зимы. Мы сейчас увидим настоящие снежинки.
( Видиофрагмент «Это безусловно красиво. Снежинки, увеличенные в 150 раз»)
-Прежде, чем приступить к работе, вспомним правила работы с ножницами.
- Сейчас мы будем вырезать снежинки, ёлочки. Складываем лист бумаги,  опираясь на линии разметки, обводим простым карандашом узор, вырезаем.
-Все вы любите фантазировать, предлагаю выполнить задание: вырезать вытинанку по собственному замыслу, можете использовать учебник или нанести свой узор.


-C  каким видом рукоделия познакомились?
-Что нового узнали?
Встаньте по кругу, оцените работу друзей.
( Учитель подводит итог, называет лучшие работы, обращает внимание на недостатки )
- А теперь каждый оцените свою работу. Если вы довольны работой, то свою снежинку прикрепите к нашей общей новогодней ёлке красным магнитиком, если не очень довольны, то оранжевым, если считаете, что работа не получилась, то синим.
Ребята, которые вырезали ёлочку, посадите маленькие ёлочки рядом с большой, новогодней ёлкой, также оценив свою работу.
-Всем спасибо за работу!
(Муз.видиофрагмент  «Новогодние игрушки»)
Проверяют готовность к уроку (ОШ, ТО, ТНР)


Разгадывают загадку









Просмотр видиофрагмента









 Чтение  девочкой стихотворения  Л.Заблоцкой «Снежинки» (ОШ)
Звёздочка пушистая
В  воздухе кружится,
Лёгкая, искристая,
На ладонь ложится.
Разве это звёздочка?
Может, просто льдинка?
Стала эта звёздочка
Капелькой-дождинкой.






Дети отвечают на вопросы учителя




Просмотр приложения «Вытинанка»

Слушают сообщения подготовленных учащихся о вытинанке.
1 ученик.(ОШ)
Вытинанка-вырезание из бумаги. Нет сомнений, что вам хоть раз приходилось делать, так называемые бумажные кружева, - снежинки для украшения новогодних праздников. Вот только мало кому известно, что это удивительное колдовство, с использованием ножниц и бумаги, имеет название-вытинанка. Само название имеет белорусские корни. Дословный перевод слова «вытинать» - «тщательно вырезать».
2 ученик.(ОШ)
Известно, что история возникновения данной техники уходит в глубокую древность, во времена, когда в Китае только было сделано величайшее изобретение человечества – бумага. С того момента, искусство вырезать, проделало огромный путь, от Китая, через Западную Европу и, в  16 веке, покорило Беларусь.
3 ученик. (ТО)
Вытинанка-это занятие не менее популярное, чем вязание или вышивка. Крестьяне украшали свои избы каждый год перед Рождеством и Пасхой. Старые вытинанки снимались и заменялись новыми. Люди  верили, что вытинанки не только украшают дом, го и оберегают его.
4 ученик.(ОШ)
Сегодня вытинанка всё также популярна. Казалось бы, куча отходов, мусор по всему рабочему столу, но всё равно-это занятие увлекает. И ведь полезно оно не только тем, что развивает кисть. Создавая свои маленькие шедевры, мы учимся творить и фантазировать, а значит, постигаем прекрасное.
Просмотр видиофрагмента








Называют правила работы с ножницами (ОШ, ТО, ТНР)
Вырезание снежинки (ОШ), вырезание ёлочки (ТО, ТНР)





Вытинанка по собственному замыслу (ОШ)
Украшение  ёлочки по собственному замыслу (ТНР,ТО)
Отвечают на вопросы (ОШ, ТНР, ТО)

Оценивают работы друг друга, называют лучшие работы.





Наряжают ёлку снежинками, при этом оценивают свои работы. (ОШ)






Прикрепляют маленькие ёлочки, при этом оценивают свои работы. (ТО, ТНР)

Комментариев нет:

Отправить комментарий