понедельник, 11 мая 2015 г.

Современные требования к уроку



1. Дидактические требования к современному уроку:    
    четкое формулирование триединой дидактической цели;
    определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
• прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
   выбор    наиболее    рациональных    методов,    приемов    и    средств    обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
    выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной     и    индивидуальной    работы    на    уроке    и    максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;
    реализация на уроке всех дидактических принципов;
    создание условий успешного учения учащихся.

2. Психологические требования к уроку:
• проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
• учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
• применение     отдельных     средств     психолого-педагогического     воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

3. Стиль урока: определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
·      соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
·      определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
·      планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника,
пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
·      выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
·      учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых
учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
·      соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные    чувства    в    связи    с    проделанной    работой,    установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
·      особенности самоорганизации учителя:
·      подготовленность  к  уроку,  и  главное  -  осознание  психологической  цели  и внутренняя готовность к ее осуществлению;
·      рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой   и    психологической    целью    урока,    энергичность,    настойчивость    в осуществлении    поставленной  цели,    оптимистический    подход    ко    всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
   педагогический такт (случаи проявления);
• психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

4. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.
1.   Разработка системы уроков по теме или разделу.     
2.   Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
3.   Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4.   Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5.   Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
6.   Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7.   Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
8.   Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
9.   Проверка оборудования и технических средств обучения.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.
14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задания на дом.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
16. Планирование внеклассной работы по данной теме.
17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

5. Схема поурочного плана (М.И. Махмутов).
I. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
Цель урока:
• образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование...).
   развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат).
·      воспитательная (какие качества личности формируются).  
Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид).
Методы   обучения,   методические   приемы,   педагогические   техники,   педагогические технологии.
Оборудование:   ТСО,   средства  наглядности,   источники  информации,  дидактические средства обучения.
II. Актуализация (указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету -сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи).
III. Формирование новых понятий, способов действия (указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактаческим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы).
IV. Применение (формирование умений и навыков) (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратной связи. указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.).
V. Домашнее задание (указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается объем домашнего задания - не превышает 2/3 того, что сделано в классе).

6. Схема плана-конспекта урока
Дата____________________
Класс___________________
Урок                                                                                                  №_______________
Тема:__________________________________________________________________ Цель:__________________________________________________________________ обучающая_____________________________________________________________ развивающая____________________________________________________________ воспитьшающая_________________________________________________________ Тип    урока:____________________________________________________________ Методы:_______________________________________________________________ Оборудование:__________________________________________________________ Последовательность этапов урока: 
• организационный,
• проверка домашнего задания,
· подготовка к усвоению нового материала,
·      усвоение новых знаний,
• закрепление новых знаний,
• всесторонняя проверка знаний,                              
• информация о дом. задании,
• инструктаж.
Содержательная часть урока:
• Этап урока. 
· Время.
• Приемы, методы.  
• Что делают ученики, что делает учитель.
• Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению дом. задания.
Аналитическая часть урока: самоанализ урока.
  
7. Самоанализ урока
Класс_______________________________________     
Тема урока_____________________________________
Тип урока и его структура____________________________
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2.   Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3.   Какова  триединая  дидактическая  цель  урока,   её   обучающий,   развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
4.   Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
5.   Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6.   Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока,
7.   Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
8.   Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
9.   Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий