понедельник, 11 мая 2015 г.

Урок как дидактический проект



          В последнее время, говоря о подготовке учителя к уроку, все чаще упоминают понятие "дидактический проект". Предлагаю вашему вниманию интересный материал по данной теме, найденный на просторах интернета.


 Урок как дидактический проект
  Н.В.Борисова, зав. кафедрой ЕНД ЧРИО, к.п.н.
 
Говоря об организации проектной деятельности в процессе обучения учащихся, вряд ли кто-то из учителей-предметников задумывался над тем, что проектный подход применим к изучению не только любой школьной дисциплины, но и к планированию собственной  дидактической деятельности.
 Дидактическое проектирование  является органичной частью процесса педагогического проектирования, т.к. обеспечивает реализацию идей, созданных и оформленных в виде педагогических проектов.  Основными продуктами дидактического проектирования являются:
•  урок (организация, осуществление процесса обучения и его анализ);
•  конспект урока;
•  концепция урока;
•  профиль умений ученика;
•  критерии оценки деятельности учащихся на уроке;
•  учебная программа;
•  форма календарно-тематического планирования;
•  диагностический комплекс;
•  комплекс методических материалов;
•  детские работы;
•  образовательная среда;
•  профессиональная позиция педагога.
Однако, учителя практики могут заметить, что работая в школе, ежегодно планировали, а не проектировали свои уроки. Чем отличается проектирование урока от планирования?  Не дань ли это новым веяниям в нашей педагогике?
Изучение педагогической и методической литературы позволило выяснить, что существует некая разница между планом и проектом урока.   План, прежде всего, отражает пожелания и намерения в их последовательности, уложенной в заданные рамки времени. Поэтому обоснование плана имеет всегда приближенные нечеткие обоснования. План урока можно написать, исходя из содержания, которое предполагается на уроке передать детям, не видя и не зная самих детей. Проект возможен только для конкретных условий с точно известными значениями вполне определенных параметров.
Проектирование урока, по Г.Гузееву,  включает в себя несколько стадий:
1 этап – выяснение роли конкретного урока в структуре изучения конкретной темы.  Результат этого этапа – определение типа урока.
2 этап – постановка целей. Выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока.
3 этап - представление целей системой задач – планирование результатов обучения. Выделить главные задачи.
4 этап -  определение начальных условий. Это позволит уточнить систему задач, отвечающих главной цели и при необходимости организовать вводное повторение на уроке.
5 этап  - выбор метода обучения. Любой метод реализуется в какой – либо форме, поэтому необходимо выбрать форму.
6 этап  - отбор подходящей организационной формы обучения.
7 этап  - разработка структуры урока, оформление урока документально.
8 этап - проектирование методов обучения и организационной формы для всех вспомогательных элементов урока.
9 этап -  содержательное наполнение урока:
 -что необходимо рассказать ученикам;
 -что они изучат самостоятельно;
 - какие нужно задать вопросы;
 -какие задачи предложить на    разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы;
  -какие задания дать на длительные сроки (домашние, проектные задания и др.).
10 этап - отбор средств обучения.
11 этап - обдумывание организационной схемы урока:
-кому с кем сидеть;
-в каких группах работать;
-когда куда идти;
-какие задания выполнять;
-на какие вопросы отвечать.
12 этап - подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники, что делает урок интересным, увлекательным, помогают  поддерживать психологическую комфортность и дружественную атмосферу взаимодействия в классе.
Конечным результатом проектирования урока – является  пакет документов в разных формах и вариациях. Например, это может быть  схема на одном листе с множеством отсылочных пометок или дополнительные модули, в которые помещено содержательное наполнение.
Один из вариантов продукта  дидактического проектирования приводится ниже:
Предметная  карта:
·         Класс: 10-й.
·         Образовательная область: Естествознание.
·         Предмет: Химия.
·         Тема: Химия – наука древняя и молодая.
·         Календарные сроки изучения темы:  сентябрь.

2. Ценностно-смысловые ориентиры проектируемого процесса:
Образ урока – Конструктор, мозаика, калейдоскоп.
Ведущие идеи урока:
•  химическое и историческое содержание темы – средство, материал для развития учащихся;
•  личный опыт учащихся, приобретаемый при изучении курса;
•  максимальный анализ действий на уроке;
•  здоровьесберегающая деятельность.
 Актуальные потребности развития ребенка, на удовлетворение которых направлен урок:
•  познавать неизвестные факты;
•  расширять кругозор;
•  взаимодействовать друг с другом и со всеми;
• распространять приобретенные знания;
•  ощущать комфортность;
•  разрабатывать и осуществлять  индивидуальный маршрут;
•  приобрести профессиональные ориентиры.

 Факты из опыта учащихся, которые обеспечивают успешность их деятельности на уроке:
•  работа с дополнительной литературой на уроке с целью выяснения содержания темы и видов деятельности при её освоении;
•  опыт реферативно-графических работ;
•  краткие ответы на вопросы, обращенные к ассоциативному мышлению (неправильных ответов нет и быть не может);
•  возможность корректировать свой ответ, используя тетрадь, книгу, или помощь друга;
•  совместное обсуждение материалов, необходимых для заполнения таблицы при чтении научно-популярного текста и расстановке акцентов на основных моментах;
•  опыт работы с учебником;
•  работа по плану;
•  работа с терминами и понятиями;
•  составление хронологической таблицы;
•  ознакомление с аннотированным списком литературы по теме.
3. Технологическое обеспечение процесса преподавания:
Цель урока: формирование общих представлений о становлении химической науки, ее современного состояния.
Задачи урока:
•  Рассмотреть истоки и основные этапы становления химической науки.
•  Начать сбор материалов периодической печати по заданной тематике для последующего выполнения творческих заданий.
 Предполагаемые результаты:
Опыт репродукции:
•  работа по алгоритму на уроке при составлении схем, таблиц, работе с тетрадью.
•  чтение заданных текстов (учебника, словаря, дополнительной литературы);
•  ответы на  вопросы и задания;
•  ЗУНы (знания, умения, навыки):
•  умение искать  необходимую информацию;
•  составлять схемы;
•  заполнять таблицы;
•  сравнивать процессы и явления;
•  формулировать логические выводы;
•  формулировать термины и понятия;
•  составлять структурированный конспект;
•  оформлять тетрадь.
Опыт творческих действий:
•  выбор темы урока и её обоснование;
•  выбор хода урока посредством расположения химического содержания в определенной логике (анатомический или физиологический подход);
•  решение проблемы использования возможных наблюдений и экспериментов для понимания химизма реакций;
Опыт отношения (к себе, к своим возможностям, к жизни и к предмету  химия):
•  всё взаимосвязано, взаимозависимо и познаваемо;
•  «Я успешен, я многое могу»;
Тип урока: Урок изучения нового материала
Педагогические технологии: коммуникативные, алгоритмические, импровизационного взаимодействия.
Основные профессиональные позиции учителя на уроке: собеседник, консультант, координатор, «настройщик»,  руководитель, наблюдатель, слушатель, равноправный участник взаимодействия.
Алгоритм дидактического проектирования урока химии, представленный выше, может быть использован учителям как опора для  разработки собственных проектов урока.

Литература
1. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Метод. пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.
2. В.В.Гузеев  Консультации // Педагогические технологии.-2007.-№ 2.-С.97-108.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Пакулова В.М. Особенности современного урока биологии// Биология в школе.-2005. - № 8. – С.22-26.
5. Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2007. (Библиотека элективных курсов).
6. Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2007. (Библиотека элективных курсов).

Комментариев нет:

Отправить комментарий