вторник, 12 февраля 2019 г.

«Формирование готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования через использование активных форм работы»



Инновация в педагогике – это новая технология, новый прием, новая форма, новый процесс... С ними учителя можно познакомить, им можно научить. Но следует помнить, что пока у педагога не будет сформирована потребность в использовании инновационных подходов, психологическая готовность работать по-новому, знания и навыки инновации не будут внедрены в образовательный процесс. На этапе внедрения инновационных взглядов по инклюзивному образованию не только новые профессиональные знания и умения нужны учителям, но и инновационное педагогическое мышление. Педагоги должны принять философию и принципы инклюзивных подходов, сформировать новую профессиональную педагогическую позицию, знания, проверенные в процессе многообразной, творческой деятельности. Главная задача методической службы учреждения образования: за оптимально короткий срок не только познакомить педагогический коллектив с содержанием инновационной деятельности (знания, умения, навыки), но и сформировать убежденность в эффективности инклюзивного образования, потребность в ее применении. 

Профессиональная позиция педагогов при осуществлении образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития является ключевым фактором, ведь именно они формируют культуру в классных коллективах и создают неповторимую атмосферу. Опыт работы методической службы нашей школы показывает, что готовность педагогического коллектива к осуществлению совместного обучения детей, нуждающихся в особом внимании, включает в себя систему  знаний о правах лиц с особенностями психофизического развития, особенностях организации образовательного процесса в условиях интегрированного и инклюзивного образования, особенностях детей, эмоциональную готовность, уровень эмпатии.
Среди множества форм методической работы особо хочется отметить методические сборы. Данные мероприятия, как показала практика, наиболее действенны в режиме подготовки педагогов к работе в системе инклюзивного образования.
Методический сбор в нашей школе – это главный композиционный узел системы методической работы при подготовке педагогов к работе в любых изменяющихся условиях. Данная форма, как показывает опыт, является наиболее эффективной формой работы над педагогической инновацией, так как она позволяет объединить большую часть фронтальных, групповых и индивидуальных форм в одном ключевом общешкольном методическом мероприятии. Методический сбор – это интерактивная организационная форма методической учебы, основанная на коллективной творческой деятельности всех педагогов школы, деятельности одновременной, но распределенной между членами коллектива на основе взаимодействия, взаимопомощи. Основные принципы проведения методического сбора базируются на коллективно творческой деятельности известного педагога И.П. Иванова.
В процессе проведения сбора каждая рассматриваемая ситуация, проблема исследуется во всех возможных вариантах решения, вырабатываются единые подходы в работе педагогического коллектива. Например, изучая вопрос использования информационно-коммуникативных технологий в классах интегрированного обучения и воспитания, используя технологию педагогической мастерской, была рассмотрена проблема эмоционального принятия «особых» детей. В результате работы учителя подготовили эссе, которые говорят о важности поднятой нами проблемы.
«Каждый человек с самого рождения хочет чувствовать себя любимым, нужным, значимым, принятым в семье, обществе, среди своих сверстников. Но, слава богу, мы все рождаемся разными. Однако наступает момент, когда ребенок осознает, что он отличается от других. Он испытывает досаду, шок от отношения других к нему, беспомощность, горечь, несправедливость, унижение. Это приводит к замкнутости, депрессивному состоянию, самобичеванию, одиночеству, раздражительности, агрессии. В этот момент рядом должны находиться люди, способные поддержать, протянуть руку помощи, создать ситуацию успеха, дать совет, помочь ребенку осознать свою уникальность. Ведь в мире все относительно. Всегда можно найти то, относительно чего любое качество, поступок станут заметными и уникальными».
Используя технологию критического мышления, на методическом сборе были рассмотрены вопросы:
-     особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью, одаренных и талантливых детей, учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, учащихся с ограниченными физическими возможностями;
-     особенности организации образовательного процесса с различными категориями учащихся в общем составе класса.
Очевидно, что такая активная форма работы с педагогами позволяет ненавязчиво и в то же время достаточно действенно подготовить педагогов к работе с детьми с особенностями психофизического развития на уровне общего среднего образования.
Проанализировав проведенные с педагогами мероприятия по проблемам инклюзивного образования, мы пришли к выводу, что пока каждый педагог не переживет, не прочувствует всей необходимости и важности инклюзивных подходов в образовании, до тех пор мы не получим квалифицированные кадры для работы в условиях внедрения инклюзивных подходов. И здесь становится очевидной важность использования такой формы в работе с педагогами, как тренинги по формированию инклюзивной культуры.
В практике применения данной формы работы с педагогами эффективными оказались как чисто педагогические тренинги, направленные на формирование определенных личностных качеств, например, таких как эмпатия, так и введение элементов тренинга в различного рода методические и педагогические мероприятия.
Включение элементов тренинга при проведении педагогических советов по инклюзивному образованию позволяет многим педагогам по-иному рассматривать совместное обучение всех учащихся независимо от их особенностей и возможностей, а многие начинают сомневаться в своих жизненных установках, задумываются над проблемой разнообразия человеческого общества и ищут в этом положительные моменты.
Эффективность тренинга вытекает из его основных принципов: максимальная активность участников; обсуждение не прошлого или возможного поведения, а то, что делается и говорится здесь и сейчас; отказ от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию;  исследовательская творческая позиция участников; учет особенностей каждого участника, его чувств, эмоций, переживаний, постоянный диалог; осознание участниками мотивов своего поведения, переход от импульсивных действий к сознательной саморегуляции.
С целью определения эффективности инновационной методической работы нами ежегодно проводится диагностика коммуникативной толерантности учителей, их удовлетворенность системой методической работы, повышением своей квалификации  и профессиональной успешностью.
Анкетирование педагогов показало некоторое снижение показателей по разным параметрам, как в положительную сторону, так и в отрицательную. Однако стойким остаются высокий процент понимания и принятия идей инклюзивного образования, а также готовность к работе в условиях совместного обучения. Расхождение в результатах анкетирования начального и заключительного этапов работы говорит о заинтересованности педагогов инновационной деятельностью и проблемами инклюзивного образования в целом, наличии собственных взглядов на рассматриваемую проблему.
Как показывает опыт, формирование системы профессиональных установок педагога инклюзивного образования довольно длительный процесс, который зависит от слаженной, логически выстроенной научно-методической подготовки всего педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии. Чем раньше мы начнем эту работу, тем качественнее мы получим результат.



Парадня Татьяна Васильевна,

заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа №8 г. Новополоцка»


1 комментарий:

  1. Я видел комментарии людей, которые уже получили ссуду от г-на Бенджамина Ли, кредитного специалиста, которые предлагали мне ссуду со ставкой 2% рентабельности инвестиций, и я решил подать заявку в соответствии с их рекомендациями, и всего через 5 дней я подтвердил на своем личном банковском счете общая сумма в 90000 долларов, которую я запросил. Это действительно отличная новость, и я советую всем, кому нужен настоящий кредитор, подать заявку по электронной почте: 247officedept@gmail.com или WhatsApp: + 1-989-394-3740. Я счастлив, что получил ссуду, о которой просил.

    ОтветитьУдалить